Процедура увольнения по инициативе работника начинается только после предварительного предупреждения руководителя о своем намерении. Сказать начальнику об увольнении по собственному желанию не всегда бывает легко, особенно при плохих отношениях с руководителем.
Выбор времени
Для официального предупреждения работодателя требуется подать соответствующее заявление об увольнении за две недели до желаемой даты разрыва трудовых отношений. Чтобы сохранить благоприятные отношения с начальником, рекомендуется заранее оповестить его в устной форме о своем желании уйти.
К директору лучше всего подходить, когда он будет в хорошем настроении, но тянуть до последнего нельзя. Начать разговор рекомендуется за неделю до подачи заявления. Это даст руководителю больше времени на подготовку к процедуре увольнения, поиск нового работника и исключит вероятность простоя организации из-за ухода сотрудника.
Кроме этого, долгое ожидание и подбор момента может привести к возникновению страха:
- подвести не только руководителя, но и весь коллектив. Многие работники считают, что покидая рабочее место, они подводят всю организацию, так как она лишается опытного специалиста, из-за чего могут возникнуть трудности в работе всего предприятия;
- перед самим руководителем. Человек может начать бояться гнева начальника или наоборот расстроить его своим желанием уйти;
- потери доверия со стороны коллег. Многие люди бояться, что заблаговременное устное оповещение об уходе может настроить других работников против них;
- перед возможными конфликтами и ссорами, которые могут возникнуть после оглашения собственного решения об уходе.
При длительном ожидании страх может привести к возникновению ситуаций, которые отрицательно скажутся на сотруднике. Поэтому перед разговором с руководителем нужно успокоиться и тщательно продумать всю беседу.
Как и что говорить
Разговор требуется вести только в вежливой форме, независимо от отношений с руководителем.
Во время разговора недопустимо использование ехидства или колкостей, так как цель беседы – разрядить обстановку перед официальным увольнением и заблаговременное решение всех спорных ситуаций. Если работник не готов вести конструктивный разговор с начальством, то начинать разговор не стоит. В такой ситуации лучшим выходом будет подача заявления об увольнении в установленный законом срок.
При беседе с начальником может возникнуть вопрос о причинах увольнения. В данной ситуации работник должен быть предельно откровенным. Однако, если истинной причиной является недовольство компанией, коллективом или самим начальником, то данный факт указывать не рекомендуется. Сотрудник может сообщить, что:
- ему предложили в компании более высокую должность или оплату труда;
- офис другой компании имеет более удобное для него расположение;
- появилось желание сменить вид деятельности или просто отдохнуть от работы;
- причины носят семейный характер;
- возникла необходимость в переезде.
При указании таких причин руководители чаще всего с пониманием относятся к принятому сотрудником решению.
Если работодатель адекватно отреагировал на желание подчиненного, то в конце разговора можно попросить составить характеристику для предъявления на другом месте работы. Данный документ может не потребоваться, но его наличие позволит расположить будущего работодателя.
Перед уходом следует поблагодарить руководителя за уделенное время и понимание.
Если работодатель первоначально настроен отрицательно, то рекомендуется выразить свое желание кратко, но вежливо. Разговор требуется начать с приветствия и информирования о своем желании покинуть компанию, которое будет мотивировано личными причинами.
После разговора в установленный на законодательном уровне срок требуется подать письменное уведомление, после которого работник должен пройти отработку (если не имеется иной договоренности с работодателем, зафиксированной в письменном виде) и в последний день получить все документы и денежные средства.
Распространенные ошибки
При разговоре с работодателем человек может случайно или намеренно использовать формулировки, которые только усугубят ситуацию. Работник при беседе с начальником, даже при плохих отношениях, не должен:
- указывать на недостатки, компании, коллектива или самого руководителя;
- использовать оскорбления;
- указывать на то, что руководитель намеренно не дает человеку развиваться;
- указывать на плохие условия труда или качество конечной продукции компании;
- напрямую сообщать о заработной плате, несоответствующей предъявляемым требованиям;
- указывать на плохие взаимоотношения с коллегами;
- сообщать, что данная деятельность является скучно или не интересной;
- указывать на полное превосходство другой компании;
- перечислять все недостатки работы в данной организации.
Пренебрежение вежливым тоном общения может негативно сказаться на самом работнике, как в момент отработки, так и при трудоустройстве на другое место из-за плохой характеристики бывшего начальника.
Для того, чтобы уход сотрудника не стал для руководителя неожиданностью, рекомендуется оповестить его о своем желании в устной форме за неделю до официальной подачи заявления. Разговор должен проводиться только в вежливой и доброжелательной форме, без указания на недостатки компании.