Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия должно производиться по одному из оснований, которые прописаны в законодательстве. Процедура является стандартной и лишает военнослужащего большинства последующих компенсаций и льгот. Судебная практика имеет различные случаи, но обжаловать такое увольнение можно только при наличии доказательной базы, а также нарушениях при процессе.
Регламент
Есть несколько основных законодательных актов, которые несут в себе информацию по увольнению при службе в ВС. Нормативная база:
- ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ;
- ст.34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237;
- Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О воинской обязанности и военной службе», в частности статья 51.
По регламенту есть несколько оснований, которые были дополнены в феврале 2018 года, в том числе антикоррупционным сегментом, предоставляющих возможность увольнения по утрате доверия. Список оснований для утраты доверия и досрочного увольнения военнослужащего:
- отсутствие мер предотвращения или урегулирования конфликта интересов у военнослужащего;
- отсутствие или не предоставление сведений о финансовом состоянии, в том числе расходах и имуществе членов семьи. Ложные сведения также входят в эту категорию. Любое сокрытие доходов приведет к утрате доверия;
- коммерческое участие военнослужащего в любой организации, которая не входит в список разрешенных по федеральному законодательству;
- предпринимательская деятельность;
- любая деятельность в составе иностранных организаций без разрешения на то законодательства. Это относится к некоммерческим организациям;
- наличие иностранных счетов и вкладов, в том числе и на имя супруги (супруга), а также детей;
- возможный конфликт интересов, в том числе использование служебного положения;
- судебное решение об условном или реальном уголовном сроке;
- отчисление из военного учреждения образовательного типа;
- получение гражданства другого государства;
- употребление наркотических веществ, в том числе совершение нарушения административного характера под воздействием различных веществ или отказ от обследования на употребление.
Внесение лиц, утративших доверие, в специальный реестр установлено 15 статьей закона о противодействии коррупции. Военнослужащий не должен совершать действия, которые противоречат антикоррупционному или антимонопольному законодательству.
По законодательному регламенту для увольнения по утрате доверия должно иметься основание, которое подтверждено. В противоположном случае увольнение такого типа не является законным.
Процедура
Процедура увольнения военнослужащего мало чем отличается от аналогичных процессов для гражданских лиц. Предварительно должен быть факт нарушения, которое подходит под одно из оснований. Это может произойти во время проверки или же при наличии грубого нарушения со стороны военнослужащего различных правил и законодательной базы. Далее идет установленный процесс:
- по факту нарушения проводится проверка, которая заключается в сборе всех доказательств;
- все собранные документы передаются непосредственному руководству военнослужащего, который пишет объяснительную и общается с комиссией;
- выносится решение, по итогам которого военнослужащий увольняется;
- издается приказ, на основе которого производится увольнение по утрате доверия;
- в установленную дату производится расчет и выдача всех документов;
- при необходимости в контролирующие органы передается информация по военнослужащему. Это касается и привлечения его к ответственности административного или уголовного характера.
Согласно приказа военнослужащий увольняется в установленный срок, но с выполнением основных правил, в том числе с соблюдением законодательных норм. Военнослужащий также должен будет подписать обходной лист и получить вещевое обеспечение при необходимости. При увольнении в трудовую и различные документы будет внесена запись, что увольнение инициировано на основе утраты доверия. В личное дело эта запись также вносится в обязательном порядке.
Большинство нюансов по увольнению являются стандартными и относятся к обычному увольнению, но требуется помнить, что льгот после увольнения такого характера военнослужащий лишается. Также он не имеет прав на различные компенсации и имеет в дальнейшем ограничения при трудоустройстве.
Последствия и судебная практика
При полноценном обосновании увольнения по утрате доверия на основе указанных причин в законодательстве, в том числе в 51 статье, возможностей для обжалования нет. Есть несколько важных моментов, которые относятся к судебной практике:
- любое нарушение процесса увольнения приведет к возможности аннулирования процедуры, то есть военнослужащий будет восстановлен в своих правах;
- любое принятие комиссией решения, которое основано на недоказанных фактах нарушения, при обращении в суд будет отменено и аннулировано;
- состав комиссии не должен иметь заинтересованных лиц, также как и начальник не должен иметь личных мотивов при увольнении военнослужащего;
- проведение проверки не требуется только при уже сделанных решениях суда, а также при проверках контролирующими органами. На основе их постановлений увольнение производится по утрате доверия. Во всех остальных случаях потребуется доказательная база, закрепленная документами, заполненными по полной форме и без нарушений.
Если будут замечены даже небольшие нарушения, то суд может принять сторону военнослужащего.
Увольнять военнослужащих по утрате доверия можно только при наличии прописанных в законодательстве оснований. Процедура увольнения является стандартной и включает в себя предварительную проверку по факту совершенного нарушения. При любом нарушении трудовых прав военнослужащего он может обращаться в судебную инстанцию и аннулировать увольнение с последующим восстановлением на службе.